<ДВ> №32(192), Петропавловская городская газета, Казахстан, 6 августа 2004г. PDF Print

«Берегитесь, красны девицы,
к нам едут «Добры Молодцы!»

Казалось, прошедший накануне ливень и моросящий с утра дождь может изменить всю программу праздничного гуляния в честь дня железнодорожника, намеченную на 30 июля. Однако к обеду тучи, как по заказу, разошлись, выглянуло ласковое теплое солнце и к 6 часам вечера, моменту начала праздника, на стадионе "Локомотив", как говорится, яблоку было негде упасть. Поздравить всех железнодорожников, ветеранов войны и труда, людей молодого и среднего возраста не только с их профессиональным праздником, но и значительным событием в жизни стальных магистралей - 70-летием образования Южно-Уральской железной дороги - вышли на красиво украшенную сцену первые руководители области и города, начальник Петропавловского отделения ЮУЖД Петр Милашенко.

 

После торжественной церемонии вручения дипломов и призов особо отличившимся труженикам железных магистралей началась праздничная программа, где свое мастерство продемонстрировали лучшие коллективы художественной самодеятельности. Но, пожалуй, изюминкой праздника стало выступление столичных гостей: вокально-инструментального ансамбля "Добры Молодцы" и композитора, и исполнителя своих песен Олега Каледина. Они подарили петропавловцам незабываемую встречу с песней. А для большинства собравшихся людей - с песней их молодости. Хотя возраст здесь не играл никакой роли. Уже после нескольких исполненных артистами композиций и взрослые, и дети покинули свои места, и вышли на импровизированную танцплощадку. Праздник удался на славу, а закончился он красивейшим фейерверком. Ну а нам удалось после концерта московских артистов взять у них эксклюзивное интервью. На вопросы «ДВ» ответил Сергей Горбатов, солист и директор ВИА «Добры Молодцы».

-Нынешняя молодежь, может, и поет ваши песни, но наверняка мало знает о самом ансамбле...

-Ансамблю "Добры Молодцы" уже 35 лет. Создан он был в 1969 году. Первыми стали Володя Антипин, Юра Власенко. Они пришли из самодеятельности. Обучаясь в институтах, ребята продолжали играть на гитарах и порой работали в кафе. Публика заметно проявляла интерес к их творчеству и песням. Первоначально группа называлась "Авангард". Когда в 1968 г. появились "Песняры", исполняющие белорусские песни, ребята, в репертуаре которых были русские народные песни, стали называть себя "Добры Молодцы".

-Ансамбль представлял Калмыкскую филармонию, каким образом "Добры Молодцы" стали столичной группой?

-Вообще-то ребята были питерцами. Но раньше как было: одна филармония, другая. Все было связано с работодателем. С 1970 г. группа уже состояла в Росконцерте. Были такие разнарядки, что в Росконцерт брали людей, которые имели московскую или областную прописку. Часть ребят не захотели уезжать из Питера. Другие просто уходили из коллектива, организовывали другие группы. Так появился ансамбль "Поющие гитары". Вообще, "Добры Молодцы" - это кузница кадров. Люди появлялись, а потом уходили, как правило, больше ребят перешло в "Веселые ребята". Алексей Глызин первую свою песню записал у нас, Юрий Антонов тоже. Его песня "О добрых молодцах - красных девицах" была как визитная карточка к концертной программе ансамбля. В 70-м году мы оказались в составе Росконцерта, выезжали не как ВИА, а сначала назывались бригадой, в которую входило 26 человек.

-"Добры Молодцы" - название ансамбля, наверное, несет в себе какой-то подтекст?

- "Добры Молодцы" - это уже не просто название, это образ жизни. По жизни у нас нет случайных людей в коллективе. Вместе мы работаем уже больше десяти лет, я имею ввиду в этом составе. В 1994 году мы собрались после определенного перерыва, когда, не секрет, страны не стало. Не говоря о том, что люди порой играли на нарисованных клавишах. Конечно, стало нерентабельно держать такую группу. Не только мы, но практически все ВИА прекратили свое существование. Так вот после перерыва мы были практически одни на эстраде, больше никого не было. Года два так было, пока в 1996 г. не открылся в Белоруссии фестиваль "Золотой шлягер" и на нем стали появляться возрожденные коллективы.

-Как вам удалось снова завоевать публику, не боялись, что зритель не пойдет на вас?

-Нет. Понимаете, мы все уже люди взрослые, дети наши тоже выросли. Видели, что происходило в то время, кстати, и сейчас все это не ушло далеко: какой беспредел творился, какие песни пели. Нам было обидно за то время, в каком мы жили, понимали, что песни просто погибают, теряются. Были какие-то перепевки, ставили, помните, "Старые песни о главном". Но, считаю, это было безобразное исполнение старых песен. Совершенно не было духа того времени, когда они были написаны, все новые аранжировки. И мы решили, собравшись, что нужно записать альбом. Хоть детям оставим наши песни. Так и получилось. Нас поддержали. Появился второй альбом. В то время мы были вне конкуренции. Однако приятно, что со временем нас поддержали другие коллективы, которые тоже возродились. Хочу отметить, что мы стараемся быть самобытным коллективом, который определенно играет какой-то свой стиль.

- Репертуар ваших выступлений пополняется новыми песнями?

-Конечно. У нас сейчас выходит альбом, где больше половины песен новых. У нас в коллективе есть люди, которые пишут свои песни и достаточно неплохие. Мы стараемся выдерживать их в стиле вокально-инструментального жанра. Я считаю, что есть такой жанр, потому что группы, которые потом перешли в рок-группы, поп-группы, в них, как правило, один человек поет, другие играют. Почему я говорю про вокально-инструментальный жанр, потому что, как раньше говорили, здесь люди неплохо играют и неплохо поют. Все вместе ансамбль. Сначала был просто вокальный ансамбль, вспомните "Арэро", "Дружба". Потом появились вокально-инструментальные ансамбли: "Добры Молодцы", "Песняры". Поэтому я говорю, что существует и такой жанр. И мы пытаемся его сохранить. А что в этом жанре главное? Главное - манера пения. Открытая, такая, мужская.

-Кого из авторов вы можете назвать?

-В нашем репертуаре песни О.Каледина, А.Кирисова. Раньше как было? На худсоветах 50%, а то и все 70% мы должны были исполнять песни советских композиторов, членов союза композиторов. Сдаешь программу, а вот уже на концертах играем то, что уже нравится нам. Тогда-то мы и исполняли свои песни. Какие-то из них народ знает, слышал, но они нигде никогда не издавались. Теперь мы это сделали, и надеемся, что этот долгожданный альбом наконец-то появится.

-Ваши концерты сегодня окупаются?

-Если бы они не окупались, мы бы не существовали все эти десять лет, сами, самостоятельно, независимо ни от кого. У нас все люди взрослые, дети, семья, понимают, что нужно их обеспечивать. Бывает всякое, но пустых или полупустых залов не бывает. Мне кажется, людям хочется слышать такую музыку, хочется почувствовать то настроение. Чем эти песни ценны? Они несут такую эмоциональную энергию! Часто задают вопрос, чем отличается нынешняя молодежь от той, нашей? Я тоже думал, и знаете, у той молодежи было желание, но не было возможности. А у этой - есть возможность, но нет желания. Вот в чем, мне кажется, большой минус современных артистов. Они конкретно идут на эстраду зарабатывать деньги. Это плохо. Если человек идет только зарабатывать деньги, он может какое-то время продержаться, пока его кто-то поддерживает финансово. А потом тяжело. Ему нечего больше дать. Помните, был такой певец Дин Рид, он говорил: "Одни поют, что знают, а другие знают, что поют". Мы поем настоящие песни, проверенные временем. Мы знаем, что поем. Приятно, что на наших концертах появляется все больше молодых ребят, даже появляются фанклубы. Неожиданно вдруг узнали, что в Самаре есть клуб, в котором ребята исполняют песни в этом жанре. Может, со своими добавками, интерпретацией. Пусть, они ведь молодые, им по 15-16 лет. Но это значит, что еще не так все плохо в нашей жизни.

-Что в вашем понятии значит "современный" и можете ли вы себя таковыми назвать?

-За время существования коллектива (я считаю, 35 лет это большой срок) изменились музыкальные возможности. Больше стало технических приемов, звуков интересных. И не использовать это в своем творчестве было бы неправильно. Я считаю, современный - это современное звучание. Единственное, что у нас осталось неизменным, это пение. Его уже никаким инструментом не заменишь. А из чего оно складывается? - из чистоты звука, силы и настроения. Настроение - это очень важный момент. В современных песнях наблюдается отсутствие какого-либо внутреннего оптимизма, все песни какие-то убогие. Мне жалко современных ребят: они выучили одну песню, прокрутили ее по телевизору, затем другую. А через некоторое время уже забылось, кто эту песню пел. Мало сегодня действительно хороших хитов. Почему эти песни забываются? Ответ может быть разный. Может, это такие песни, что их нельзя, взяв в руки гитару, просто спеть на кухне для своей девушки?

-В Казахстане "Добры Молодцы" впервые?

-Впервые, если брать последний десятилетний отрезок. А так были отдельные выезды в Алмату, Усть-Каменогорск.

-Как вы сегодня оцениваете встречу с североказахстанцами?

-Сегодня праздник. Тяжело дать какую-либо оценку - все люди в хорошем настроении. Мы тоже постарались. Надеюсь, что концерт понравился.

-Каковы ваши ближайшие планы?

-После приезда домой нас ждут концерты в Краснодаре, Ростове. И, конечно же, это выпуск альбома.

-Вы все живете в Москве?

-Нет. Кто-то в г.Электросталь Московской области, есть из Нижнего Новгорода. Съезжаемся перед предстоящими гастролями. Вообще, "Добры Молодцы" всегда были самым интернациональным ансамблем.

-Какие песни были первыми в репертуаре ансамбля?

-Может, кто-то уже не помнит этих песен. А это были такие, как "...по всей земле пройти мне всюду хочется", "Морзянка". Это одни из первых песен М.Фрадкина, с которым "Добры Молодцы" отработали очень много времени.

-А какие песни принесли широкую популярность ансамблю?

- "Я еду к морю", "Галина".

-Какие традиции сложились в коллективе?

-Скорее, и бы сказал традиции мушкетерские: это уважение к женщине, это всегда порядочные отношения между собой. Ценятся честь, достоинство, честность.

- Спасибо за беседу и новых вам творческих встреч.

Фотография из архива

Фото из архива ВИА «Добры Молодцы».

Записала
Татьяна Шейкина