Много можно говорить о вокально-инструментальных ансамблях. Тема эта бесконечна. Есть многочисленная армия поклонников. Но есть и не менее многочисленные противники. Однако если мы говорим о ВИА не просто как о временном явлении 70-80-х годов прошлого века, а как о жанре, следовательно, мы принимаем его состоятельность и право на жизнь в настоящем и будущем, вне зависимости от наших взглядов.
Если оглядываться назад в попытке сосчитать, а сколько же было таких коллективов, то как минимум на третьем десятке можно сбиться и зайти в тупик. Их было много по всей территории бывшего Советского Союза, кто-то завоевал популярность, а кто-то, не выдержав гонки, сошел на нет. Люди приходили и уходили, переходили работать из одного ансамбля в другой, подобным образом кочевал порой и репертуар. И бывает, ловишь себя на мысли:
- Песня знакомая, а кто поет-то?!
Появилось ощущение однотипности, и интереса узнать «кто же это» не возникает.
Для меня знакомство с жанром ВИА произошло неожиданно в связи с презентацией новой книги «Легенды ВИА», проходившей в конце июня в московском доме книги. Скептицизм мой по дороге к месту проведения данного мероприятия просто зашкаливал:
«Что они могут, кроме старых фонограмм и скандалов с двойниками/тройниками/и т.д.». Не прибавил оптимизма ответ на просьбу «из зала» спеть что-нибудь.
- Ну вот, я так и знала. Не могут даже пары фраз воспроизвести.
Стало грустно и я начала тоскливо поглядывать в сторону выходы, как вдруг… план проведения презентации был нарушен. Отложив начало автограф-сессии, собравшиеся представители различных ВИА решили таки спеть. Первым удар на себя принял Владимир Михайлов («Лейся, песня», «Акварель», «Кинематограф»), веселый, озорной в жизни человек, он и в музыке располагает к себе сердца. После его исполнения «Песенки сапожника» пришедшие зрители оживились и искренне одарили артиста аплодисментами. Следующим перенял музыкальную эстафету Андрей Кирисов («Добры Молодцы»). И тут-то я поняла, отчего мне знакомо его лицо.
Любимый с детства фильм, мало того – мой ровесник, по сценарию неменее любимых авторов – братьев Стругацких – «Чародеи». Помните собрание приемной комиссии по организации встречи Нового Года и презентации ВП?! Влюбленный герой Абдулова, его очаровательная сестра, которой помогает приглашенный из столицы ансамбль. Действительно, это был не фарс, а самый настоящий ВИА, и назывались они «Добры Молодцы». Как было подмечено в Доме книги, прошли годы, девочка выросла, и петь песню приходится теперь взрослому дяде.
Без пафоса, долгих прелюдий, которые потом при необходимости могли бы оправдать возникшие казусы, Андрей Кирисов встает, совершенно справедливо сокрушается, что в данных условиях нет возможности дать ноту, и спокойно запевает «Песенку о снежинке». Вполне справедливо может возникнуть мысль, что эта песня была любимой у меня в этом фильме. Ошибаетесь, всегда была к ней равнодушна. Но именно в этот момент, слушая ее в живую, без ретуши режиссеров и монтажников, поняла, что что-то в этой жизни упустила и нужно срочно восполнять обнаруженный пробел.
Может, не все так плохо, как кажется?!
Порой открытия приходят неожиданно, когда их совсем не ждешь.
И, правда… Не знать «Добрых Молодцев»?! Нонсенс. Пели они немало, были свои фирменные песни, одна только «Добры Молодцы» Юрия Антонова, написанная им в период работы в коллективе, редкий сборник эстрады прошлых лет обходится без этой песни, на слуху всегда. Записи к двум прекрасным фильмам «Розыгрыш» и «Чародеи», виниловые диски, как гиганты, так и миньоны. Не возможно не заметить, казалось бы. Но, увы и ах, мое внимание, слушая эти песни, отказывалось концентрироваться на самом ансамбле. По-видимому, всему свое время.
Последние несколько лет судьба старательно разводила наши пути. Приезжая на площадку, лишь краем глаза успевала отметить: « кто-то из ВИА только что выступал. Уж не «Добры ли Молодцы»?!». Но, не смотря на отсутствие интереса к самому ансамблю, тем не менее, ребят знала внешне.
И вот теперь судьбе надоело водить нас вокруг да около. На презентации книги объявили:
На празднике газеты «Московский Комсомолец» в «Лужниках», на центральной площадке состоится гала-концерт «Легенды ВИА».
Узнав точный список участников (Теймураз Давитая «Орера», Валерий Ярушин «Ариэль», Анатолий Кашепаров солист «Песняров», «Добры Молодцы» и многие другие) и порядок выступления, решила обязательно пойти.
Оказалось, что сам концерт начался с самого утра, задолго до официального открытия праздника, но именно на этой площадке, после 12-ти был дан старт празднеству, и сразу началось второе отделение программы «Легенды ВИА». «Добры Молодцы» вышли на сцену во второй половине дня, в самое выигрышное время, самый пик интереса, когда зритель еще не устал и открыт к восприятию.
Что поразило больше всего – трудно ответить. На меня неожиданно обрушился шквал впечатлений.
Живой звук. Что не может не радовать, явление ныне редкое.
Современное звучание в аранжировках. И это верное решение, нужно привлекать молодое поколение.
Динамика в исполнении каждой песни. Нет ощущения статичности и обязанности отработать смену.
Начали «Добры Молодцы» свое короткое выступление как и положено со своей фирменной одноименной песни. Позже, послушав запись 70-х, поняла, что появилась заявка на роковую нить в аранжировках. Неслабые гитарные запилы. В первые 40 секунд от начала работы «Добрых Молодцев» на площадке, поймала себя на том, что провожу параллели с венгерской «Омегой», невероятно похожи соло-гитаристы обеих групп и по манере держать себя, и по игре, раскованности. Веришь безоговорочно, что музыка их стихия, а гитара никогда не станет в их руках просто инструментом, нет, она становится живой в руках мастеров.
Многое изменилось за последние годы, пришли другие времена, изменилась система ценностей, возникли новые кумиры, но как и прежде люди всех возрастов, не исключая молодежь, подхватывает вслед за «Добрыми Молодцами» следующую песню:
Когда уйдем со школьного двора,
Под звуки не стареющего вальса.
«Прощальный вальс» из к/ф «Розыгрыш» вполне можно назвать гимном выпускников. Не знаю, найдется ли такая школа, в которой ни разу не пели на последнем звонке эту светлую песню.
Перед глазами проплывают знакомые до боли коридоры, лица дорогих учителей, напряжение уроков и радость кратких перемен, слезы горечи от понимания потери, что все это больше не повторится и другие ребята, а не ты, будут носиться по этим лестницам, сидеть за этими партами. Наваждение тает с последним аккордом песни. Разве можно добиться таких реальных объемных картин, пусть из настоящего прошлого, а не из фантазии, если в звучащую сейчас песню не вложена частичка души исполнителя?!
И тут, словно уводя от грусти, «Добры Молодцы» на прощание заводят старый добрый рок-н-ролл:
Золотой, золотой, золотой рассвет плывет-плывет,
И не стоит с утра, хмурить брови напрасно.
Ты поверь, на заре, что любовь к тебе придет-придет
И увидишь, что жизнь и добра и прекрасна.
Марина Ослина