Плывут туманы белые:

Вновь собираюсь в «Лужники». Другое мероприятие, другое время, но место встречи неизменно. На самом деле, высовывать носа из теплой квартиры, когда за окном свинцовые тучи, радостно обещающие, затяжной ливень, не хочется, но в этом походе цель не отдохнуть-развлечься, а пристально посмотреть на выступление «Добрых Молодцев», обещавших часовую программу на большом московском фестивале пива на площадке «Балтики».

Друзья в недоумении:

- Что там смотреть?! У них своих-то песен нет. Разве только «Помню в детстве я». И все. Зря время потратишь.

Тут впервые в жизни наши взгляды координально разошлись. Пели песни, что были в репертуаре и других коллективов?! Что в этом крамольного? Да, было. «Мой адрес Советский Союз», «Прощай», «Вологда», что там еще?! Ладно, не будем перечислять. Но разве только в этом ансамбле была подобная ситуация? О некоторых песнях даже зарывшись в архивы, не поймешь – кто первый исполнитель. По большому счету, главное не то, кто поет, а то – как поет, как все или по-своему. К вопросу, вспомнилась одна, пожалуй, уникальная запись, с концерта «Добрых Молодцев» 1975 года: «Косил Ясь конюшину», как известно –  хит «Песняров» уже в то время, они же были ее первыми исполнителями, о чем может подтвердить их первый диск-гигант 1971 года издания. Но при этом, не возникает желания сказать, что это перепевка, наоборот, предложено свое видение, от которого возникает образ нелепого Яся, все проблемы которого смотрятся такими несерьезными. Пройдут годы и в 90-х годах в Минске возникнет проект «Песнярок», для которого собрались разные команды, выбрали себе по песне из репертуара ансамбля «Песняры» и аранжировали на свой лад. Может быть, кто-то из создателей проекта был в середине 70-х на концерте «Добрых Молодцев», ведь в плане подобной идеи их можно считать первопроходцами.

Думаю, что могие хорошо помнят конец 80-х – начало 90-х. Развал был во всем. ВИА либо исчезали  с экранов ТВ, но при этом еще какое-то время были способны собирать залы на сольные концерты либо разваливались, прекращая свое существование. В 1989 принято решение распустить и «Добрых Молодцев», не рентабельно стало работать с большим коллективом. Так они разошлись, но не надолго. В 1994 году ансамбль вновь вышел на сцену, как раз в период, когда возникло ощущение: жанр ВИА сошел на нет, другие стили пришли на смену. Но есть такое понятие: ностальгия. Причем, ностальгия не столько по прошлому, по ушедшей молодости, а ностальгия по хорошим текстам, в которых есть слова, есть смысл.  Ностальгия по интересной музыке, не основанной на паре нудно повторяющихся аккордов. Таких «умных» песен стало не хватать. Сейчас вспоминаю то время... Были ли столь активны другие ансамбли?! Возможно. Без сомнения, творили «Песняры», по-прежнему работала «Орера», но они и раньше стояли обособленно от других коллективов в этом жанре, тем более, что их основой всегда был фольклор. А в России можно было найти записи «Самоцветов», «Цветов», «Синей птицы» и многих других, но все это были старые архивные записи. «Добры Молодцы» же издали диск с хорошо знакомыми песнями, но сыгранными в день сегодняшний.

Интересно посмотреть - какие «Добры Молодцы» сейчас, что поют, чем живут. Конечно, открытая площадка на праздничных мероприятиях – неблагодарное дело. Нелегко работать перед публикой, которая заранее не готова воспринимать именно тебя, она пришла с целью отдохнуть и развлечься. Привлечь внимание к себе – нелегкая задача. Нужна такая программа, чтобы держать зрителя в напряжении все время.

Да и погода грозила испортить настроение, больше двух часов шел непрерывный дождь, у метро стояли люди в раздумьях «стоит ли дожидаться его окончания или лучше отправиться домой». К моменту, когда тучи стали расходиться и над «Лужниками» засияло солнце, зрителей собралось еще не много. До выхода «Добрых Молодцев» оставался примерно час. Хочется отметить, что при всей раскрученности фестиваля пива, найти какую-либо информацию о приглашенных на праздник артистах очень трудно. Практически единственным источником являются официальные сайты артистов.

Программа, представленная «Добрыми Молодцами» в «Лужниках» показала: работать они умеют и работают на высокопрофессиональном уровне. За первые минут десять, максимум,  им удалось завоевать полное внимание зрителей, они реагировали на каждое слово, танцевали и пели вместе с артистами.

Площадка у сцены заполнена людьми. Это было здорово.

Прозвучали все самые-самые хиты. «Добры Молодцы», «Золотой рассвет», «Для меня нет тебя прекрасней», «Ты мне не снишься», «В свой вагон вошла она»…  Вспомнив о «Песне о снежинке», как пример песни из кинофильма, зрителю предложили оценить новую обработку одной старой, всем хорошо известной песни, также звучавшей в одном из кинофильмов. Трудно браться за песню, которая уже была спета до тебя, задача еще более усложняется, если эта песня не просто известна и любима, но в восприятии слушателей ассоциируется неразрывно с определенным исполнителем. Именно такая ситуация с представленной новой работой: «Не кочегары мы, не плотники». Тут нужно или спеть один в один, что не имеет смысла, или вложить свою изюминку, огранить песню по-своему, но так чтобы она прозвучала. Третьего не дано, если не считать выхода – не браться за такую работу. У «Добрых Молодцев» получилось задуманное, песня прошла экзамен.

Обычно на таких мероприятиях стараются составлять программу преимущественно из быстрых песен. Но  как же прозвучала медленная песня «Плывут туманы белые»! Казалось бы, простая мелодия, печальный сюжет. Фактически, песня, в которой слышишь только голос и аккомпанемент гитары. Но насколько сильно она производит впечатление. Стоишь, словно оглушенный историей. И пока идет объявление следующего номера, медленно освобождаешься от  магии голоса.

Тут, не могу не отметить грамотное ведение концерта, плавные переходы от песни к песне, удачное акцентирование внимания на определенных номерах, двусторонний диалог. В момент, когда артисты предложили продолжить песню за них, вся масса народа стала единым целым. Люди действительно пели, и пели с удовольствием. А что творилось во время короткого сольного номера Сергея Новикова (соло-гитара) – невозможно передать словами. Любой стадион позавидовал бы такому умению «заводить» и такой отдаче со стороны зрителей.

Еще одно доказательство востребованности коллектива получила после концерта. Мимо проходил мужчина средних лет, явно не интересовавшийся всем проходящим мероприятием, но у площадки задержался, и мы с ним разговорились. О культуре, о жизни, о проблемах. Разговор плавно перешел на сегодняшний день.

- А что тут было?

- Конкурсы, розыгрыши, выступали возрожденные «Девчата» с больно хорошим звуком, а потом лайф отыграли «Добры Молодцы».

Мой собеседник был расстроен и посетовал, что если бы знал о выступлении «Добрых Молодцев», то обязательно бы пришел ради них.

Жаль, ах как жаль, что у нас так мало возможности послушать хорошую музыку. Даже на таких площадках видно, что люди тянутся к таким песням, добрым, душевным. Да что говорить, все как на ладони. Под занавес объявили еще одну песню, сказав, что вы, наверное, ее не помните, но кто вспомнит – пойте вместе с нами. И «Мой адрес Советский Союз» пели все, люди разных возрастов от 15 до 50!

Если задуматься, час – разве это много, когда он пролетает как единый миг?!

Так хочется, чтобы чаще были концерты «Добрых Молодцев» и не просто концерты, а большие сольники и было в них не меньше двух мигов.

Марина Ослина